Навигатор по разделам

Система менеджмента персонала - новый подход

Нарастающая динамика развития мировой экономики ставит новые проблемы в области менеджмента. Основанные на традиционном разделении функций системы управления организациями не успевают следить за потребительскими требованиями. В условиях постоянно изменяющейся внешней среды бизнеса функциональный подход утрачивает свою актуальность, однако большинство российских организаций имеют функциональную структуру управления и надеются повысить эффективность управления путем внедрения процессного подхода.

Перед российскими предприятиями стоит задача внедрения эффективных механизмов управления в соответствии общепринятым мировым стандартам. В частности, таким стандартом является ISO 9001:2000, на базе которого разработаны отечественные стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Являясь стандартом по применению, управлению и поддержанию системы менеджмента качества, ИСО 9000 предписывает точно регламентировать свой бизнес и следовать этому в своей практике. С точки зрения методологии управления, предприятие по данному стандарту рассматривается, в первую очередь, как система взаимосвязанных бизнес-процессов, на основе которой выстраивается система менеджмента персонала путем объединения работников в структурные подразделения с привязкой к ним функций управления и центров ответственности.

Возросший уровень конкуренции между отечественными организациями со схожим качеством продукции требует серьезного отношения к вопросу формирования кадровой стратегии.

Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором оптимальной системы заработной платы, созданием отношений социального партнерства на предприятии. Поэтому, для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления персоналом.
Предприятие должно постоянно развиваться, чтобы создавать новые рабочие места в своей и смежных отраслях, оно должно производить конкурентоспособный товар и правильно позиционировать его на рынке. Всё это требует работы хорошо организованного коллектива квалифицированных сотрудников, способных, а главное, – желающих развивать компанию.

Наиболее критическим ресурсом любой организации являются люди. Без их поддержки и приверженности интересам организации не сможет выжить ни одна, даже самая благополучная компания. Поэтому разработка стратегии управления персоналом организации должна иметь такое же значение для компании, как и реинжиниринг ее процессов. Убедить сотрудников в том, что именно они являются критическим ресурсом организации, обеспечивающим ее деловое совершенство и процветание, — залог успеха любых начинаний.

В начале XXI века основными проблемами управления стали оценка и учёт стоимости человеческих активов фирмы; управление многонациональными коллективами; выявление кадровых технологий, способствующих увеличению эффективности предприятия. Информатизация общества придает особую значимость менеджменту управленческого персонала. В последнее время происходит переход от концепции человеческих ресурсов к концепции человеческого капитала, когда работники предприятия начинают рассматриваться как стратегические активы фирмы, способные принести ей реальный доход.

В условиях острой конкуренции уровень лояльности персонала приобретает особое значение – во многом от него зависит, сможет ли компания занять достойное место на рынке, удержать, а затем и улучшить своё положение. Таким образом, грамотно выстроенная программа управления персоналом, стимуляции сотрудников, обеспечение их социальной защищённости и создание достойных условий труда способны не только окупить себя, но и завоевать конкурентное преимущество.

Следует отметить, что в литературе достаточно широко освещены различные аспекты организации работ при процессном подходе, но почти не затронутыми остались как теоретические, так и методические вопросы стратегии перехода на процессное управление. Вопросы организации персонала и роли кадровых служб на этом этапе также остаются методически не разработанными и в литературе освещены лишь на уровне общих рекомендаций.

Таким образом, в настоящее время необходимы теоретически обоснованные подходы к созданию методики разработки стратегии управления персоналом компании в условиях перехода на процессное управление с применением технологий реинжиниринга бизнес-процессов.

Поиск