Навигатор по разделам

Профессиональное здоровье менеджеров

Профессиональное здоровье - это обобщенная характеристика здоровья индивида, рассматриваемая в конкретных условиях его профессиональной деятельности, или процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия.

Именно профессиональное здоровье является одним из основных показателей «качества профессиональной жизни», а также важным условием эффективности трудовой деятельности.

Отметим, что под эффективностью профессиональной деятельности имеется в виду не только высокая производительность и качество труда, но и их соотношение с затраченными усилиями. Ситуация, когда «ценой» профессионального успеха становится здоровье, не может считаться нормой современной жизни.

Профессиональная деятельность менеджеров отличается от других категорий труда постоянным нервно-психическим и эмоциональным напряжением, обусловленным как содержанием, так и условиями управленческой работы. Поэтому проблема сохранения и укрепления их профессионального здоровья приобретает особую актуальность. Однако литературные данные о психических, физиологических и медицинских основах деятельности менеджеров в России практически отсутствуют. В то же время существует объективная потребность в исследованиях таких сторон деятельности современных руководителей, как динамика работоспособности, эффективности и профессиональной адаптации.

Одним из наиболее перспективных направлений изучения профессионального здоровья менеджеров является концепция «психологии отношений» В.Н.Мясищева. Отношение к здоровью, с одной стороны, является отражением индивидуального опыта человека, а с другой – оказывает существенное влияние на его поведение. Отношение к здоровью может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую должно быть направлено психокоррекционное воздействие.

По социально-психологическим характеристикам профессиональная деятельность менеджера связана с высокой мерой ответственности за принимаемые решения и их последствия; с информационной неопределенностью; с нерегламентированным или жестко навязанным режимом труда и многими другими особенностями, характерными для деятельности менеджера в современных условиях.

Профессиональная деятельность менеджеров отличается специфическими особенностями, нервно-психической напряженностью и социальной ответственностью.

В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, а здоровье является одним из важнейших объективных условий эффективной профессиональной деятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость менеджера.

Психическая устойчивость, способность продуктивно работать в любых условиях, в том числе и в экстремальных, тесно связана с негативными последствиями для психического и физического здоровья человека. Высокий уровень психической устойчивости является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.
Проблема сохранения здоровья менеджеров особенно актуально звучала в исследованиях, проводившихся в последнее время, где было выявлено, что установки на здоровый образ жизни руководителей расходятся с реальными действиями, с реальным отношением к здоровью.
Вокруг проблемы «деятельность - личность - состояние» объединились исследователи, владеющие разными знаниями, методами и представлениями об этой проблеме и предлагающие различные пути ее решения. В отечественной практике эта проблема рассматривалась в направлениях: профессиональная адаптация и психофизиологическая адаптация к измененным условиям жизнедеятельности; профессиональное здоровье и профилактика негативных функциональных состояний; психологическая готовность к деятельности в экстремальных условиях.

При оптимизации психической устойчивости менеджеров, как представителей сферы управления, необходимо осуществлять:

  • подготовку менеджеров именно как квалифицированных пользователей психологическими знаниями;
  • формирование у менеджеров навыков оценки и учета психологических особенностей личности, овладение психотехниками делового общения, осознание и практическое использование психологических закономерностей управления людьми;
  • тренинговые занятия, которые предполагают интенсификацию наработки навыков аттестации кадрами управления своего душевного и физического состояния. При этом расширяется сфера их самосознания, происходит активное пополнение и совершенствование орудийной основы для дальнейших действий любого рода, личностного роста;
  • тест - тренажерные занятия, которые важны как средство формирования установок на конкретное взаимодействие в процессе потенциально-конфликтной сложно-совмещенной деятельности. В ходе таких занятий более активно идет формирование навыков психодиагностики, антиципации, организации и оптимизации коллективного взаимодействия, установок на сотрудничество;
  • развитие волевых качеств, навыков саморегуляции, что подразумевает построение соответствующих тренингов с применением психолого-педагогических технологий.
  • корректировку навыков профессионального взаимодействия, что подразумевает формирование установок на конструктивное взаимодействие, приобретение и совершенствование таких навыков общения, которые соответствуют наивысшим профессиональным стандартам;
  • активное привлечение профессионалов-ведущих специалистов, причем успешных, к формированию программы подготовки, переподготовки, повышению квалификации. При этом достигается эффект оптимизации профессионального взаимодействия;
  • консультирование - подразумевает помощь в использовании соответствующих психологических знаний, психотехнологий или готовых рекомендаций, советов, инструкций;
  • содействие в формировании личных контактов, развитие корпоративной культуры.


Наиболее важным моментом при оптимизации психической устойчивости является развитие рефлексивной культуры кадров управления.
Сущностным компонентом рефлексивной культуры является коммуникативный, который подразумевает умение работать с людьми, выражать и защищать их интересы и завоевывать доверие, авторитет в качестве представителя своей фирмы.

Рефлексивно-гуманистическая, культивирующая модель воздействия имеет свою логику разворачивания, и первым шагом и основным условием ее является создание рефлексивной среды, благоприятствующей развитию рефлексивной способности. В мышлении - это наличие проблемно-конфликтной ситуации, а в деятельности - установка на кооперирование, а не на конкуренцию в общении - отношения, подразумевающие доступность собственного опыта человека для другого и открытость опыта другого для себя.

Еще одним важным компонентом создания рефлексивной среды и реализации культивирующих воздействий является создание отношений сотворчества. Рефлексивная среда связана с творческим раскрепощением личности, это система развивающих и развивающихся отношений. Последнее возможно лишь при открытости отношений в коллективе. Необходимое условие - соблюдение принципа психологического равенства позиций. Подразумевается ситуация двустороннего взаимодействия. Важно создать такой характер взаимодействий, который побуждает к творческому исследованию профессионального опыта, самосознанию, саморазвитию в коллективе.

Поэтому основной задачей для подготовки менеджеров является не только разработка, но и непосредственное практическое внедрение в систему непрерывного образования комплексных программ, направленных на оптимизацию психической устойчивости кадров управления.

Высший уровень психического здоровья связан с адекватным личностным производством смысловых ориентаций, определения общего смысла жизни, жизненных стратегий, отношений к другим, себе – и оказывает регулирующее воздействие на нижележащие уровни. Психическое здоровье детерминируется особенностями баланса, гармонии жизненных сил человека (в показателях индивидуальной и социальной субъектности) и своеобразия жизненного пространства.

Такой подход приводит к новым критериям психологического здоровья. С этих позиций оно обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность.

Указанный подход к психическому здоровью декларирует его не как отсутствие конфликтов, проблем, а как зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающие полноценное человеческое функционирование.



Поиск